Советы психолога

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 11"

 

 

 

Советы психолога

 

ЖИВОТНЫЕ В СЕМЬЕ

Домашние животные являются частью жизни многих детей. Родительское участие, открытое обсуждение и планирование, обычно необходимо для того, чтобы помочь ребенку получить позитивный опыт владения домашним животным.

Ребенок, который научиться ухаживать за своим животным, будет с ним добр и терпелив, получит бесценный опыт и научится относиться к людям таким же образом. Безответственное отношение к животному повредит и ребенку и животному.

Выбираем подходящее животное.

Несмотря на то, что любое животное может принести ребенку удовольствие важно выбрать животное подходящее для вашей семьи, вашего дома и вашего стиля жизни. А так же такого, за которым сможет ухаживать ваш ребенок.

Стоит серьезно обдумать возможность заведения экзотических и необычных животных, уход за которыми может быть достаточно труден.

Забота о животном:

Забота о животном помогает ребенку развить коммуникативные навыки.

Однако, основные принципы гласят:

  • Маленькие дети (до 3-4 лет) не могут контролировать свою агрессию и злость, поэтому должны находиться под присмотром родителей, когда общаются с животными.
  • Дети (до 10 лет) не всегда способны заботиться о своем животном самостоятельно.
  • Родители должны контролировать заботу о животном, даже если они считают что их ребенок достаточно взрослый и в состоянии позаботиться о питомце.
  • Если ребенок стал безответственным по отношению к животному, родителям придется взять заботу на себя.
  • Ребенку необходимо спокойно, не ругая его напоминать, что животные как люди нуждаются в еде, воде и упражнениях

Родители несут в себе ролевую модель поведения для своего ребенка, поэтому ребенок учится ответственности, за домашнее животное, наблюдая за своими родителями.

Что дает ребенку общение с домашним животным?

Дети, которые выросли с домашним животным, имеют много преимуществ. Установление хороших отношений с животным повышает самооценку ребенка и уверенность в своих силах, а так же помогает в установлении доверительных отношений с людьми.

Хорошее взаимоотношение с животным развивает невербальную коммуникацию, чувство сопричастности и сострадания.

Дети разговаривают со своими питомцами, рассказывают им свои сокровенные мысли и секреты, так же как своим мягким игрушкам.

Животные преподносят детям уроки о жизни, рождении, болезнях, несчастных случаях, смерти и тяжелой утрате.

Они вырабатывают ответственное отношение в детях, которые о них заботятся.

Они устанавливаю связь ребенка с природой.

Учат уважать других.

Другие физические и эмоциональные аспекты, восполняемые животными:

  • Физическая активность.
  • Ощущение комфорта.
  • Любовь, преданность и привязанность.
  • Опыт, связанный с утратой, если животное потерялось или умерло.

Несмотря на то, что большинство детей нежны и адекватны с животными, некоторые могут быть слишком жестки или даже проявлять насилие.

Если со временем такое поведение не проходит, следует показать ребенка психиатру, так как является сигналом серьезных эмоциональных проблем у ребенка. 


ПЯТЬ ТИПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЕМЬЕ

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастливая по-своему", – писал Лев Толстой. Однако современные психологи опровергают такое суждение известного классика, утверждая, что счастье и несчастье в отношениях зависит от того, насколько конфликтными, гармоничными, честными являются партнеры. Можно провести логическую аналогию между обычным, погодным климатом и психологией отношений в семье.

Основные факторы:

  • Температура: отношения в семье могут быть, как теплыми, так и прохладными, иногда, и совсем морозными.
  • Давление: часто один из партнеров пытается «владеть» другим, манипулировать, осуществлять психологическое давление, ограничивать свободу.
  • Облачность: все зависит от честности и прозрачности отношений – светло и солнечно, или туманно и неясно (когда много тайн и лжи).
  • Скорость ветра: одни семьи живут очень динамичной жизнью, кипение эмоций и страсти – часто ссорятся и быстро мирятся, а бывают очень статичные, инертные отношения с затяжными кризисами.
  • Осадки: здесь стоит говорить обо всех позитивных и негативных эмоциях. В зависимости от ситуации эмоции или «выпадают» мелким дождем или же мощным ливнем.

Учитывая все эти факторы, психологи выделяют 5 типов психологического климата в семье:

  1. Демонстративный – в таких семьях часто лгут друг другу, недоговаривают, но будто с «лучшими намерениями», от сверхбережливого отношения к любимому человеку. Пытаются говорить лишь о каких-то позитивных моментах и успехах, избегают разговоров о проблемах и невзгодах. Создается впечатление «иллюзорной идиллии». В целом отношения теплые. Членам семьи нравится   проявлять внимание и заботу, и получать тоже взамен. Негативные моменты легко забываются и прощаются, потому что у партнеров общая цель – показательная идеальная семья.
  2. Партнерский – такие пары формируются на общей идее брака как добровольного союза, который создается ради того, чтобы облегчить жизни друг друга, сделать ее интереснее, более простой, более безопасной. Отношения – прозрачные, плодотворные и рациональные. Эмоции не подавляются, в семье принято говорить о том, что тревожит. «Температура» в таком доме является теплой, атмосфера полностью гармоничной, но если кто-то из членов семьи начинает «паразитировать», то такие действия быстро «придушиваются» для стабилизации партнерства. Присутствуют уважение к индивидуальному пространству, собственных интересов и хобби каждого члена семьи.
  3. Отстраненный – у членов семьи разные интересы, свой собственный круг общения. Часто семью объединяет лишь то, что они живут вместе под одной крышей, имеют общих детей. Минимум контактов. Минимум эмоций. Минимум взаимных требований. Минимум взаимного интереса.
  4. Собутыльники – важнейшие потребности у таких партнеров – это удовлетворение гедонистических мотивов, часто это неблагополучные семьи. Как правило, у всех членов семьи низкая или неустойчивая самооценка. Много эмоций, радостных и грустных, иррациональное поведение. Члены семьи охотно лгут и сами себе, и другим, оправдывая собственный образ жизни. Они склонны к разным вредным привычкам и зависимостям, потакают слабостям. Однако конфликты разгораются часто, особенно под воздействием негативных состояний, фрустрации, раздражительности.
  5. Автократичный – когда у семьи есть выраженный лидер. Часто это мужчина при неработающей жене, склонный доминировать и определять жизнь других членов семьи. Реже это жена, которая владеет властным характером и смогла подстроить под себя мужчину. Лидер определяет структуру взаимоотношений в семье: пределы свободы и характер эмоциональных проявлений. Если он говорит, что надо оказывать взаимное уважение, другие члены семьи ее проявляют. Если лидер против того, чтобы плакали, тогда все сдерживают эти эмоции. Семьи с автократичным лидером достаточно стабильны, статичны. Если лидер теряет свою объективную власть, в отношениях наступает серьезный кризис.  

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛУШАТЬ С ПЕРВОГО РАЗА?

Многие дети замечательно научились избирательно слушать, а следовательно, и слушаться старших. Вот несколько простых советов, как научить своего ребенка внимать Вашим просьбам и указаниям:

  • Станьте сами примером внимательного слушателя. Покажите ребенку, как вы умеете слушать членов семьи и особенно его самого. Больше слушайте, меньше говорите.
  • Говорите уважительно. Дети практически всегда отключают свое внимание, если говорить с ними на повышенных тонах, критикуя, обвиняя, жалуясь или приказывая.
  • В начале привлеките внимание, убедитесь, что он на Вас смотрит, а затем говорите.
  • Заранее предупредите о разговоре и попробуйте установить временные границы: «Мне нужно поговорить с тобой через минуту. Пожалуйста, будь готов».
  • Говорите спокойно, коротко и конкретно. Четко сформулируйте свою просьбу. Дети обычно более внимательны, если знают, что им не придется выслушивать целую лекцию.

ПОЧЕМУ РОДИТЕЛЯМ, ОСОБЕННО МАТЕРЯМ, БЫВАЕТ ТРУДНО ПРЕДОСТАВИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДУ СВОИМ ДЕТЯМ?

Существует несколько причин, по которым родители не торопятся это сделать. Наиболее распространенная причина – это неосознаваемые собственные эмоциональные потребности родителей прежде матерей. Реалии быта уже давно разрушены романтические настроения, которые были до замужества. Ребенок остается единственным источником удовлетворения потребностей в любви.

Матери хочется занимать важное место в жизни ребенка. И она отказывается от собственной свободы, становясь служанкой ребенку, ради одной цели – отказать в свободе своему ребенку. Порой такой ребенок никогда не сможет войти в состояние взрослости и будет всю жизнь зависим от защиты и опеки родителей.

 


ИЗ-ЗА ЧЕГО ВОЗНИКАЕТ СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ?

Соперничество время от времени возникает в любой семье. Скрытым источником соперничества является чувство ревности и конкуренции между детьми. Чтобы свести к минимуму данное явление, родители должны следить за тем, чтобы не делать заявлений, содержащих элементы сравнения. Особенно не допустимы сравнения: в сфере физической привлекательности (т.е. внешности и фигуры); в сфере возможностей (спорт, особенно между мальчиками).


  КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКОЙ ОБИДЧИВОСТЬЮ?

 

Одни родители борются с детской обидчивостью тем, что постоянно нахваливают малыша, считая, что ему не хватает заботы, другие пускают все на самотек, и предпочитают не обращать внимания на обиды ребенка, ну а некоторые мамы и папы стараются решить проблему с помощью шуток и личных бесед. Давайте и мы попробуем разобраться, почему некоторые дети бывают чрезмерно обидчивыми.

Первые проявления обидчивости у детей проявляются с 2-3 лет, но они, как правило, быстро забываются. А вот начиная с 5-6 лет, дети помнят свои обиды подолгу. Чаще всего уязвленные чувства малыша связаны со сверстниками, друзьями, родителями. Дети чувствуют потребность в признании и уважении. Обидчивые дети очень ранимы, они обижаются в ситуациях, не имеющих никакого основания.

Причин для обид может быть несколько:

  1. Отсутствие внимания среди сверстников, воспитателей, или даже родителей. Ребенок хочет принимать участие в игре, или исполнить роль в школьном спектакле, но его не хотят принимать в коллектив.
  2. Если ребенка дразнят, обзывают, над ним насмехаются. В роли обидчиков в этой ситуации могут выступать не только дети, но и родители.
  3. Если ребенок не получил то, о чем просил, или чего желал. Это может быть все что угодно, начиная от банальной поездки в парк аттракционов до покупки очередной игрушки.
  4. Отсутствие поддержки и похвалы.
  5. Манипулирование. «А не проверить ли мне родителей на прочность?» – думают малыши и обиженно надувают губы.

Обычно родители обидчивых детей стремятся всячески хвалить, поощрять ребенка, намереваясь таким образом удовлетворить потребность малыша во внимании и признании. К сожалению, это неправильный путь, ведь чрезмерная похвала может мешать ребенку развиваться.

Родители должны способствовать тому, чтобы дети научились радоваться самому процессу игры, а не зацикливались на оценке собственных действий. Для этого нужно научить малыша жить и не копить обиды. Да, это нелегко, но необходимо. Пусть ребенок будет откровенен с мамой и папой, расскажет о чувствах, которые его переполняют, пусть делится своими переживаниями. Конечно, дети не всегда могут правильно выразить свои эмоции, их необходимо этому учить.

Постарайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми. Если родители превозносят личные качества сверстников своего сына или дочери, намекая, что они умнее, сообразительнее, опрятнее, смелее, велик риск вырастить неуверенного человека. И наоборот, если мама и папа будут «петь хвалебные оды» своему малышу, можно вырастить человека с явно завышенной самооценкой .

Итак, если у ребенка есть существенный повод для обиды, нужно обязательно постараться разрешить проблему. Выслушайте его, найдите то, что уязвило чувства малыша, вместе попробуйте отыскать выход из ситуации.

Важно объяснять детям, что выразить возмущение поступком другого человека нужно с помощью слов, а не кулаками . Умение контролировать свои чувства, кстати, тренируется с помощью   игротерапии, когда малыш рисует или проигрывает обидную ситуацию.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения