Проблема отношения детей к учению
Давно замечено, что если школьники действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто школьные учителя жалуются на то, что дети не хотят учиться.
Почему – же дети не хотят учиться?
Что касается самих школьников то, как известно, учение является ведущим типом их деятельности, так что успех в овладении знаниями ощущается ими как важное жизненное достижение и поднимает их в собственных глазах. Он повышает их престиж в семье и в глазах окружающих людей знакомых и незнакомых.
Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.
Дети исключительно любознательны и познавательно активны уже вскоре после рождения. Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу.
Однако такая активность, по наблюдениям учителей и родителей, у многих детей явно уменьшается по мере перехода в более старшие классы. Особенно это характерно для подростков. Снижается любознательность. Падает интерес к школьным предметам. Домашние задания зачастую не выполняются. Многие дети пассивны и невнимательны на уроках. В то же время возрастная активность ищет своего выхода. Тогда внимание детей переключается с организуемой учителем деятельности на иные дела.
Причины недостаточного желания учиться
1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учение — это непростая деятельность, более трудная, чем стихийное повседневное познание, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли.
2. Усидчивость. Умение читать и анализировать текст, навыки запоминания, наблюдательность. Твердость руки и владение письмом, аккуратность, внимательность, владение достаточным запасом слов, начитанность, умение слушать и понятно говорить. Терпение, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими людьми, ответственность - вот лишь часть тех умений, навыков и качеств личности, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении.
Можно с уверенностью сказать, что только частью этих качеств обладают дети (и то не все) при поступлении в школу. Все остальные они приобретают в ходе школьного обучения, прежде всего, в начальной школе. Многие из этих качеств продолжают совершенствоваться и дополняться в процессе дальнейшего обучения, вплоть до выпуска из школы. Тем не менее, основной запас необходим школьникам к моменту окончания начальной школы, и если его нет, если по каким-то причинам учителя и родители их не научили и не привили им соответствующие навыки, учение оказывается очень трудным делом.
3. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения примеров и задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знанием и нужными навыками. Но это ему тем более трудно делать, что вокруг него кипит многоцветная жизнь с различными соблазнами. Среди них на первое место давно уже вышел телевизор с увлекательнейшими передачами и развлечениями. В последние годы его догоняет компьютер с захватывающими многосложными играми - «стратегиями». Когда школьник стоит перед выбором между необходимостью делать нужные, но далеко не увлекательные задания учителей и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.
4. Однообразно-настырная и авторитарная позиция учителей и родителей, а также неумение стимулировать учение. В школе, да и дома многие дети часто слышат одни и те же слова: «Учитесь, учитесь и учитесь! Это главное в нашей жизни! Скажи, какая у тебя успеваемость на этой неделе? Надо учиться лучше!» Как будто нет другой темы для общения!
Взрослые при этом насильственно удерживают взрослеющую молодежь в детской позиции, в качестве людей неполноправных, руководимых и опекаемых. Складывается типичный взгляд на ребенка как исключительно на ученика с его ученическими обязанностями. Это связано с невниманием к личности ребенка, с частым принижением ее. Авторитарная позиция взрослых воспринимается школьниками как несправедливая и неправильная, вызывает их протест и отбивает желание учиться.
5. Отрицательное отношение к школе и учителям в некоторых семьях. Такое отношение, конечно, влияет на детей. Его можно объяснить разными причинами. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом. Хотя не последнюю роль играет низкий уровень зарплаты учителей, резко проигрывающей по сравнению с доходом работников торговли, производства, не говоря уже о банках и других коммерческих организациях. В таких условиях роль образованности как-то бледнеет, что и отражается на престиже школы и учителей.
Мы видим, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.
Что – же делать?
Мы публикуем для вас рекомендации, которые помогут вам не только в воспитании своих детей, но и преодолеть трудности, которые встречаются в учебном процессе.
Заповеди воспитания:
-
Найдите в ребенке что-нибудь, достойное похвалы.
-
У ребенка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение – это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.
-
Не ругайте, а учите!
-
Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представить. Всегда давайте понять ребенку, чего вы от него хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.
-
Оцените сильные стороны своих детей.
-
Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.
-
Развивайте в ребенке уверенность в себе.
-
Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.
-
Научите своего ребенка расслабляться.
-
Умение расслабляться важно для вашего успеха. Когда вы не напряжены, то думайте более четко и ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.
-
Напоминайте ребенку об его успехах.
-
Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих призов и наград, которые ему предстоит завоевать.
-
Идите к цели постепенно.
-
Можно нарисовать лестницу с пятёрками на верхней ступеньке и повесить её на видном месте. А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.
-
Никогда не забывайте, что воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.
Советы родителям «Психотерапия неуспеваемости».
Правило первое: не бей лежачего.
«Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минуту.
Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься…
Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить – исполнителя, критиковать - исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами.
Не надо сравнивать достижения ребенка с успехами одноклассников, соседского мальчика или друга семьи. Ведь даже самый малый успех – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу.
Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крохотный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»
Правило седьмое: техника оценочной безопасности.
Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели.
Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он делает в диктанте девять ошибок, не берите с него обещанье постараться в следующий раз писать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто. |