Советы педагогов

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 11"

 

 

 

Советы педагогов

 

Проблема отношения детей к учению

Давно замечено, что если школьники действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто школьные учителя жалуются на то, что дети не хотят учиться.


Почему – же дети не хотят учиться?

Что касается самих школьников то, как известно, учение является ведущим типом их деятельности, так что успех в овладении знаниями ощущается ими как важное жизненное достижение и поднимает их в собственных глазах. Он повышает их престиж в семье и в глазах окружающих людей знакомых и незнакомых.

Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.

Дети исключительно любознательны и познавательно активны уже вскоре после рожде­ния. Познавательная активность характерна для всех детей, посту­пающих в школу.

Однако такая активность, по наблюдениям учителей и родите­лей, у многих детей явно уменьша­ется по мере перехода в более стар­шие классы. Особенно это харак­терно для подростков. Снижается любознательность. Падает интерес к школьным предметам. Домаш­ние задания зачастую не выполня­ются. Многие дети пассивны и не­внимательны на уроках. В то же время возрастная активность ищет своего выхода. Тогда внимание де­тей переключается с организуемой учителем деятельности на иные дела.


Причины недостаточного желания учиться

1. Неумение учиться и преодоле­вать трудности познавательной деятельности. Учение — это не­простая деятельность, более труд­ная, чем стихийное повседневное познание,  требующая специаль­ных умений и навыков, а также немалой силы воли.

2. Усидчивость. Умение читать и анализировать текст, навыки запоминания, наблюдательность. Твердость руки и владение письмом, акку­ратность, вниматель­ность, владение достаточным запа­сом слов,  начитанность,  умение слушать и понятно говорить. Тер­пение, настойчивость, целеустрем­ленность,  умения и навыки со­трудничества   с   окружающими людьми,  ответственность - вот лишь часть тех умений, навыков и качеств  личности, без которых трудно или даже невозможно до­биться успеха в учении.

Можно с уверенностью сказать, что только частью этих качеств обладают де­ти (и то не все) при поступлении в школу. Все остальные они приоб­ретают в ходе школьного обуче­ния,  прежде всего,  в начальной школе.  Многие из этих качеств продолжают совершенствоваться и дополняться в процессе дальней­шего обучения, вплоть до выпуска из школы. Тем не менее, основной запас необходим школьникам к моменту   окончания   начальной школы, и если его нет, если по ка­ким-то причинам учителя и роди­тели их не научили и не привили им соответствующие навыки, уче­ние оказывается очень трудным делом.

3. Отвлекающие факторы пол­нокровной детской жизни. Обуче­ние требует от школьника все больше времени не только в шко­ле, но и дома. Без работы с учебни­ками, без решения примеров и за­дач, без выполнения других зада­ний учителей школьник не сможет овладеть знанием и нужными на­выками. Но это ему тем более трудно делать, что вокруг него ки­пит многоцветная жизнь с различ­ными соблазнами. Среди них на первое место давно уже вышел телевизор с увлекательнейшими передачами и развлечениями. В последние годы его догоняет ком­пьютер с захватывающими много­сложными играми - «стратегия­ми». Когда школьник стоит перед выбором между необходимостью делать нужные, но далеко не увле­кательные задания учителей и возможностью насладиться захваты­вающими телепередачами или компьютерными играми, то пред­почтение нередко оказывается сов­сем не школьным заданиям.

4. Однообразно-настырная и ав­торитарная позиция учителей и родителей, а также неумение стимулировать учение. В школе, да и дома многие дети часто слы­шат одни и те же слова: «Учитесь, учитесь и учитесь! Это главное в нашей жизни! Скажи, какая у тебя успеваемость на этой неделе? Надо учиться лучше!» Как будто нет другой темы для общения!

Взрослые при этом насильст­венно удерживают взрослеющую молодежь в детской позиции, в ка­честве людей неполноправных, ру­ководимых и опекаемых. Склады­вается типичный взгляд на ребен­ка как исключительно на ученика с его ученическими обязанностя­ми. Это связано с невниманием к личности ребенка, с частым принижением ее. Авторитарная позиция взрослых воспринимается школьниками как несправедливая и неправильная, вызывает их протест и отбивает желание учиться.

5. Отрицательное отношение к школе и учителям в некоторых семьях. Такое отношение, конечно, влияет на детей. Его можно объяснить разными причинами. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом. Хотя не последнюю роль играет низкий уро­вень зарплаты учителей, резко проигрывающей по сравнению с доходом работников торговли, производства, не говоря уже о банках и других коммерческих организациях. В таких условиях роль образованности как-то бледнеет, что и отражается на престиже школы и учителей.

Мы видим, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устра­нить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной дея­тельности детей.


Что – же делать?

Мы публикуем для вас рекомендации, которые помогут вам не только в воспитании своих детей, но и преодолеть трудности, которые встречаются в учебном процессе.

 

Заповеди воспитания:

  • Найдите в ребенке что-нибудь, достойное похвалы.

  • У ребенка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение – это  главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

  • Не ругайте, а учите!

  • Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представить. Всегда давайте понять ребенку, чего вы от него хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним.  Это последнее должно быть позитивным.

  • Оцените сильные стороны своих детей.

  • Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

  • Развивайте в ребенке уверенность в себе.

  • Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

  • Научите своего ребенка расслабляться.

  • Умение расслабляться важно для вашего успеха. Когда вы не напряжены, то думайте более четко и ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

  • Напоминайте ребенку об его успехах.

  • Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих призов и наград, которые ему предстоит завоевать.

  • Идите к цели постепенно.

  • Можно нарисовать лестницу с пятёрками на верхней ступеньке и повесить её на видном месте. А на разных ступеньках напишите:  вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

  • Никогда не забывайте, что воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.


Советы родителям
«Психотерапия неуспеваемости».

Правило первое: не бей лежачего.

«Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту.

Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься…

Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить – исполнителя, критиковать -  исполнение.

Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка  с его собственными вчерашними неудачами.

Не надо сравнивать достижения ребенка с успехами одноклассников, соседского мальчика или друга семьи. Ведь даже самый малый успех – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу.

Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крохотный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.  Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности.

Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии  полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели.

Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он делает в диктанте девять ошибок, не берите с него обещанье постараться в следующий раз писать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Дата последнего обновления страницы 17.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения